
Исторически сложилось, что символы, применявшиеся для обозначения города Воронежа, неоднократно подвергались изменениям. Первая эмблема город-крепости принадлежала воеводе С.Ф.Сабурову, который удостоверял все официальные документы, приказы и распоряжения своей уникальной печатью с гербом рода Сабуровых.
Со временем указанный личный знак первого лица города стал неразрывно ассоциироваться с гербом самого города.
Дальнейшие изменения символики относятся к началу XVIII века, когда в рамках территориально-административной реформы Петра I Российское государство было впервые разделено на губернии.

В 1722 году учреждена Герольдмейстерская канцелярия, а уже в 1724-м сенатским указом определено было, что «…в губерниях, провинциях и городах, обладающих гербами, требуется их вырезать, а в тех, где гербы отсутствуют, необходимо создать соответствующие изображения с соблюдением геральдических норм в Герольдмейстерской конторе».
К созданию символики города был привлечён выдающийся голландский специалист в сфере геральдики, граф Франциск де Санти, который за период своей деятельности в России разработал, исправил и нарисовал по установленным геральдическим стандартам приблизительно сто гербов.
В их числе оказалось и первое изображение, символизировавшее город Воронеж.
Эталоном для создания нового герба послужила эмблема, нанесённая на знамя Воронежского пехотного полка, ранее применявшаяся как неофициальный символ города, в котором говорилось: «знамя – черное с красным, пересеченное крестом сих же двух цветов с изображением в верхнем углу у древка золотого облака, а под ним – птицы, сидящей на стреляющей пушке».
Новый же герб детально описывается в гербовнике 1730 года следующим образом: «В золотом щите на червленом поле две медные пушки на стенках, из которых на одной сидит белый одноглавый орел. Под пушками земля зеленая».
Орёл в данном символе олицетворяет отважных воинов, одержавших победы в боях, а зелёное поле указывает на богатство плодородных почв данного края.
Особое внимание уделено двуствольной пушке, ставшей прообразом российской славы уже с 1699 года, когда в Воронеже был создан первый в стране литейно-пушечный завод, специализировавшийся на отливе медных артиллерийских орудий, что в последующем способствовало укреплению обороноспособности и увеличению влияния региона в военном деле.
Данный исторический факт подчёркивает значимость как городского, так и промышленного наследия, которое в дальнейшем способствовало культурному и экономическому развитию региона, отражённому в обновлённом гербовнике и передаваемом через поколения как символ доблести, упорства и традиций старинного края.

После кончины Петра I работа по созданию городских символов была приостановлена на неопределенное время.
Лишь в 1775 году Россия приступила к новой реформе местного управления, которая затронула все города страны.
Каждому населенному пункту был придан статус самостоятельной административной единицы, обязательным атрибутом которой стал уникальный герб.
В этот период эмблема Воронежа была изменена под руководством герольдмейстера А.
А. Волкова.
По всей видимости, изменения были вызваны схожестью между гербами Воронежа и Смоленска, поскольку на обоих изображалась птица, сидящая на пушке. 29 декабря 1781 года в Воронеже было оформлено новое описание герба наряду с его эскизом.
Представленный новый символ включал щит, разделенный на две равные части.
Верхняя часть, выполненная в золотом фоне, содержала изображение двуглавого орла, что традиционно служило знаком государственной силы, тогда как нижняя часть с красным фоном демонстрировала перевернутый кувшин, установленный на наклонной поверхности, из которого струилась вода.
Со временем использование изображения орла на старых печатях оказалось проблематичным, так как детали орла терялись, и в силу созвучия с названием города его иногда ошибочно принимали за ворона.
Считая, что ворон не соответствует гербовой символике, специалисты решили оставить на эмблеме только изображение кувшина с серебряной жидкостью, которая символически ассоциировалась либо с рекой Воронеж, либо с многочисленными родниковыми источниками, характерными для крутого правобережья реки.
Таким образом, внесенные изменения стали важным шагом в развитии городской символики и отражали историческую эволюцию гербовых изображений в России.

В 1857 году вступили в силу обновлённые нормативы по оформлению городских гербов, подготовленные герольдмейстером Кёне.
В рамках данных правил был разработан новый тип украшения гербов, заключающийся в использовании стилизованных элементов, таких как короны, листья, колосья, якори, ленты и прочие декоративные мотивы, выходящие за пределы геральдического щита.
Применение этих деталей позволяло экспертам определять тип населённого пункта — будь то губернский, уездный, заштатный или иной.
Согласно предложенным стандартам, 23 сентября 1881 года утверждён обновлённый вариант герба, в котором в червонном щите изображалась золотая гора, начинающаяся с правой стороны, на вершине которой размещался серебряный кувшин, изливающий воду того же оттенка.
Щит был дополнительно увенчан золотой башенной короной с тремя зубьями, что свидетельствовало о статусе города как губернского центра, а также обрамлён колосьями пшеницы, перевязанными Александровской лентой, подчёркивавшими его земледельческий характер.
Представленные положения способствовали систематизации геральдической символики, позволяя чётко классифицировать населённые пункты по их значимости и функциям.
Данные нормы обеспечивали единообразие в оформлении гербов, подтверждая стремление к логической структурированности и сохранению исторических традиций.
Такой подход усиливал объективность и прозрачность в оценке административного статуса города, делая акцент на традиционных признаках, закреплённых в официальных документах геральдики.

После 1917 года символы, ранее выражавшиеся через гербы губерний, городов и населённых пунктов Российской империи, были упразднены.
В 1960-х годах начался процесс появления новых административных знаков, где традиционные элементы, такие как пушки, короны, орлы и мечи, уступили место мотивам, отражающим достижения народного хозяйства в аграрном и промышленном секторах.
В 1965 году для Воронежа была утверждена эмблема, включающая изображение колосьев, орбит электронов и стилизованный образ парусного кораблика, демонстрируя обновлённую символику в эру модернизации.

Позже указанные элементы стали частью официального герба города, утверждённого 24 марта 1969 года решением I сессии XII созыва Воронежского городского Совета депутатов трудящихся.
Проект герба был разработан В. П. Диденко, основой которого послужила форма щита.
В верхней части щита размещается государственный флаг РСФСР, что указывает на связь с государственной символикой.
Центральное пространство щита, выполненное в золотисто-жёлтом цвете, украшено элементами, отражающими главные направления воронежской промышленности.
Так, полушестерня символизирует машиностроительное производство, а знак, напоминающий полупроводниковый транзистор, указывает на развитие радиоэлектроники.
Дополнительно, изображения колосьев пшеницы подчеркивают значение сельскохозяйственного производства региона.
Нижняя часть герба украшена зубцами крепостной стены, напоминающими о статусе города-крепости, в которую вписан красный квадрат коричневого цвета с белым трехмачтовым парусником, что добавляет композиции динамику.
Завершающая секция щита представлена голубым полем, на котором волнистыми линиями изображены река Воронеж и водохранилище, именуемое «Воронежское море».
Таким образом, герб выступает в роли детализированного атрибута государственной символики, объединяя индустриальные, аграрные и исторические аспекты.
Этот символ демонстрирует высокий уровень творческого подхода к оформлению и фиксирует основные направления развития города, сохраняя преемственность традиций.
Герб города служит наглядным свидетельством сочетания исторического наследия с современными достижениями региона, отражая важнейшие экономические и культурные особенности территории.

В 1990-х годах произошли изменения в оформлении городской символики. 19 июля 1994 года, постановлением №550, утверждён нынешний герб Воронежа, созданный на основе эмблемы 1881 года.
Таким образом, возрожден оригинальный символ города с учётом его исторического наследия.
