Левый берег

Говоря про экскурсии по Воронежу, незаслуженно в стороне остается его Левобережная часть, хотя на левом берегу Воронежа есть достаточное количество интересных объектов. Экскурсию желательно начинать от главного корпуса авиационного завода, который сейчас называется ВАСО – Воронежское акционерное самолетостроительное общество. Завод имеет очень давнюю и славную историю. Строительство завода началось в 1931 году. До того там был огромный пустырь. В то время отечественная авиапромышленность делала свои первые шаги, и от воронежского завода ожидали очень многого. Первым самолетом, который поднялся в небо с заводского аэродрома, был небольшой самолетик, спроектированный местным авиаконструктором, заместителем директора Воронежского авиационного техникума Александром Сергеевичем Москалёвым (1904–1982). В 1936 году на заводе начал изготавливаться цельнометаллический аэроплан АНТ-25 конструкции А.Н. Туполева, на котором было совершено много дальних беспосадочных перелетов.  Пожалуй, самые яркие страницы в истории авиазавода и вообще отечественной авиации периода Великой Отечественной войны связаны с самолетом Ил-2. Этот самолет конструкции С.В. Ильюшина признан в годы второй мировой войны лучшим штурмовиком в мире. Работы по освоению серийного производства штурмовиков Ил-2 в Воронеже начались в 1940 году, и до начала Великой Отечественной войны было изготовлено около полутора тысяч самолётов. О об этом весомом вкладе авиационного завода в дело Победы напоминает самолет Ил-2, вставший на вечную стоянку на площади перед заводом в 1979 году. Этот двухместный штурмовик нашли на дне озера в белгородском селе Ракитное, куда он упал в 1943 году. В свободное от основной работы время молодые рабочие завода с помощью ветеранов восстановили самолет, а потом водрузили его на специальный постамент– балку.


От улицы Циолковского маршрут пролегает по улице Героев стратосферы. Она ровесница авиационного завода, здесь строились дома для работников завода. Свое имя она получила в 1934 году в память о стратонавтах, достигших рекордной высоты полета на стратостате «Осоавиахим-1» и погибших при спуске на землю. Командиром экипажа был П.Ф. Федосеенко, уроженец города Острогожска. Небольшая по протяженности улица Героев стратосферы выходит к Ленинскому проспекту и упирается в здание бывшего Дворца культуры завода СК-2, или иначе завода «Синтезкаучук». Вход на территорию завода находится буквально в 100 метрах от Дворца культуры. Завод имеет очень давнюю историю. Он был построен в 1931 г, как часть проекта по строительству трех заводов СК-1, СК-2 и СК-3, необходимых для снижения зависимости страны от импорта резины. Воронежский завод получил наименование СК-2.


Напротив завода «Воронежсинтезкаучук» по другую сторону улицы видны промышленные корпуса с высокими вечно дымящими трубами. Это тепловая электростанция, которую называют ВОГРЭС, что расшифровывается как Воронежская Государственная Районная Электрическая Cтанция.

Между корпусами ВОГРЭС и бывшим Дворцом культуры бывшего завода СК-2 в небольшом скверике стоит скромный памятный знак с надписью на лицевой грани «Здесь в 1942–1943 годах не прошел враг. От благодарных воронежцев». Проект его выполнили архитекторы А.А. Шилин и А.С. Князев вместе со скульптором А.И. Кожевниковым. Монумент был установлен в память о воинах Советской армии, остановивших врага в боях за Воронеж.

Недалеко от того места, где стоит памятный знак, в августе 1942 года наши саперы проложили скрытую переправу по дну реки, по которой войска 100-й стрелковой дивизии, штаб которой располагался на улице Циолковского, форсировали реку и удерживали плацдарм на Чижовке вплоть до 25 января 1943 года, дня освобождения города от врага.


Бывший парк Строителей, где построено здание музея, переименован в парк Патриотов. Сюда в 1969 году перенесли останки солдат и офицеров из других братских могил и одиночных захоронений Левобережья (всего 281 человек) и присвоили новой братской могиле № 6. На одной из гранитных плит можно найти имя Раисы Васильевны Беляевой, командира эскадрильи 586-го истребительного женского авиационного полка, охранявшего летом 1943 года воронежское небо от фашистских «стервятников». 19 июля 1943 года в жестоком воздушном бою недалеко от Воронежа она сбила немецкий бомбардировщик, но был поврежден и ее самолет. С трудом дотянула она непослушную машину до своего аэродрома, но посадить самолет ей не удалось, и отважная летчица погибла. 6 мая 2010 года на площади у Музея-диорамы установили памятный знак в честь присвоения Воронежу Почетного звания «Город воинской славы».

Двигаясь по Ленинскому проспекту, достигаем пересечения его с улицей Димитрова. Когда-то она была главной улицей старинной пригородной слободы Придача и называлась по-разному – Большая улица, Тамбовская улица. После включения Придачи в состав Воронежа пришлось придаченский проспект переименовывать, присвоив ему имя болгарского коммуниста Георгия Димитрова, имя которого тогда было у всех на слуху после провала судебного процесса в Германии, где пришедшие к власти фашисты пытались обвинить Г. Димитрова и других коммунистов в поджоге рейхстага.


Двигаясь далее по Ленинскому Проспекту, можно увидеть корпуса объединения «Электроника». Собственно, само объединение организационно оформилось в 1970 году. А до этого здесь был завод полупроводниковых приборов (ВЗПП).

Чуть дальше, около улицы «Минская» можно увидеть небольшой пруд, в который были запущены мальки карпа, а также построен домик для лебедей. Это место хорошо знакомо воронежцам как Лебединое озеро.


В качестве завершающей точки экскурсии рекомендуется посетить памятник паровозу ФД, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта «Депо».

Ставший памятником в Воронеже паровоз ФД 20-711 изготовлен в 1935 году. В его послужном списке не сохранилось сведений о трудовых и боевых делах. Можно только догадываться, сколько пришлось ему доставить по назначению гражданских и военных грузов за свою долгую жизнь. Когда воронежские железнодорожники решили установить памятник-паровоз, они захотели поставить на постамент именно ФД. У себя такого локомотива не нашлось. Послали ходоков к министру Б. Бещеву, и тот распорядился передать паровоз из Донецка. В Воронеже его довели до образцового состояния и поставили на вечный прикол перед зданием локомотивного депо.

Здесь же, у депо, в 1970 году сооружен памятник работникам депо, не вернувшимся с полей Великой Отечественной войны. Это бетонная стела с барельефом солдата и восемью фамилиями. Рядом со стелой на невысокой бетонной тумбе установлен натуральный образец миномета – один из тех, что изготавливался в депо в годы войны для нужд Красной Армии. Около памятника можно видеть на стене соседнего здания мемориальную доску, открытую в 1970 году к 100-летию основания локомотивного депо.

VRN Notes