Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1860 года, что стало событием, ознаменовавшим создание первого скульптурного монумента в городе Воронеж. Концепция монументальной композиции принадлежала архитектору Д. И. Гримму, а её реализацию осуществил скульптор А. Е. Шварц. При этом планировка площади и разработка эскиза пьедестала выполнены архитектором А.А. Кюи. Изготовлена бронзовая фигура императора Петра I на территории Петербурга на фабрике художественной бронзы, принадлежащей Генке, Плеске и Морана. Постаментом для памятника послужила массивная 23-тонная глыба красного гранита Павловского происхождения, доставленная из села Русская Буйловка Воронежской губернии. На статуе Петр I изображён во весь рост, облачённый в мундир своего времени. Правой рукой император опирается на корабельный якорь, символизирующий возведение флота в Воронеже, а левой рукой указывает вперёд – согласно первоначальному замыслу, на Азов, где была одержана первая победа русского флота. Однако, фактическое положение памятника таково, что фигура Петра направлена на запад, хотя Азов расположен на юге.


Во время Великой Отечественной войны памятник, посвящённый Петру I, был уничтожен фашистскими захватчиками. В 1956 году, на том же пьедестале, была установлена новая статуя императора, выполненная из бронзы на основе проекта скульптора Н. П. Гаврилова, который сохранил оригинальную композицию и форму, полюбившуюся горожанам Воронежа. В 2003 году на постаменте были восстановлены утраченные исторические надписи. На лицевой стороне появилась запись «ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ 1860 Г.», а на тыльной стороне – надпись «ВОРОНЕЖСКИЕ ДВОРЯНЕ И ГРАЖДАНЕ». Указанный памятник, посвящённый Петру Великому, находится в Петровском сквере города Воронежа, расположенном на пересечении проспекта Революции и улицы Степана Разина. Точное соблюдение всех проектных решений и восстановление оригинальных надписей свидетельствуют о значимости данного монумента как исторического объекта, отражающего многовековые традиции и культурное наследие региона. Это обстоятельство подчеркивает значимость памятника не только с точки зрения архитектурного искусства, но и как важного историко-культурного символа, связывающего современность с выдающейся эпохой российской истории и подчеркивающего стойкость городской памяти перед лицом испытаний времени.


